НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ

Все о наших домашних любимцах! Собаки, кошки и другая живность...
Текущее время: 28 мар 2024, 19:30

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Из истории шолоицкуинтли.
СообщениеДобавлено: 02 окт 2011, 18:59 
Не в сети
МОДЕРАТОР ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 фев 2011, 16:57
Сообщения: 1114
Считается, что предок американской собаки выведен на северо-востоке Сибири или на Аляске из некоей разновидности китайского волка. Это случилось по крайней мере двадцать тясяч лет назад. В качестве подтверждения можно упомянуть многочисленные находки костных останков возрастом от пятнадцати до десяти тысяч лет, которые обнаруживаются и на севере Китая, и на востоке Сибири, и на Аляске, и на северо-западе Канады. Найденные скелеты отчётливо демонстрируют последовательные этапы перехода от волка к собаке. Волки и примитивные собиратели долго и отчаянно соперничали за дичь, за место в пещере и за право на жизнь, пока не пришли к взаимовыгодному решению: идти вместе — и по жизни, и после неё.

Самая древняя порода индейской собаки в Мексике — короткошёрстный пёс рыжеватого цвета с висящими ушками и хвостом крючком. Его называют ицкуинтли (itzcuintli) — «обычной собакой».

Типичная мексиканская собака — голый, с чёлочкой, со стоячими ушками и кисточкой на хвосте представитель древней породы шолоицкуинтли (xoloitzcuintli).

Ещё одна разновидность — коротколапый пёс со стоячими ушками, который назывался тлальчичи (tlalchichi). Что касается чихуахуа (чиуауа, chihuahua), она имеет довольно тёмное происхождение. По всей видимости, это какое-то производное от тлальчичи, появившееся уже в колониальные времена.

Как бы то ни было, уже в VI тысячелетии до н. э. на территории Мексики появляются первые фигурки собаки. В древних городских центрах Тлатилько (1700—1100 годы до н. э.) и Куикуилько (500—200 годы до н. э.) обнаружены захоронения человека и собаки вместе. В Тлатилько рядом со скорченным на левом боку и ориентированным головой на восток покойником помещалось тело собаки, уложенное также на левый бок и ориентированное головой на юг. Собака укладывалась под прямым углом к человеку, голова к голове.

Собачьи кости часто встречаются в погребальных сосудах. Возможно, собаки помещались туда в качестве еды. Подобное встречается в Тлатилько, Куналане (210—90 годы до н. э.) и Темаматле (1100—500 годы до н. э.).

В Терремоте-Тлальтенко (1000—200 годы до н. э.) и Тлальчинопане (500—100 годы до н. э.) собачьи останки появляются в мусорных кучах, куда они попадали как пищевые отбросы.

В Теотиуакане в мусорных слоях, относящихся к классическому периоду (250—600 годы н. э.), обнаружено около 240 скелетов собак — больше съедено только кроликов. Здесь нет ни одного человеческого погребения, которое сопровождалось бы полным скелетом собаки.

А у стен дворца Тетитла, сооружённого в 200—250 годах и просуществовавшего до 700-го, оказались захороненными фрагменты 22 скелетов собак. Это Явно обереги. Несколько почти целых скелетов оказались внутри строительного массива, но это уже не захоронения.

В жилом комплексе знати к северо-западу от Пирамиды Солнца, активно заселявшемся около середины VII века, обнаружены останки более 20 собак. Кости находились среди мусора, в местах ритуальной деятельности и в детских погребениях. Причём в последнем случае находятся скелеты маленьких щенков.

Зато в центре Тлахинга, расположенном к югу от Теотиуакана, обнаружен обычный жилой квартал ремесленников (200—700 годы), где жили ювелиры и гончары. Любопытно, что в этом пролетарском районе нет ни следов религиозной деятельности, ни ритуального использования собак. Здесь их только ели.

Таким образом, археологические материалы убедительно показывают, что знать потребляла собак в религиозных целях, в захоронениях и для ритуальной еды. Обычное же население — просто для еды. Собачатина составляла 10 процентов потребляемого мяса. Кроме того, наблюдается ещё одна закономерность: на раннем этапе, в формативный период, собак хоронили или специально, или рядом с человеком. Позже, в классический период, ритуальное захоронение собак выходит из практики. Собак прежде всего съедают, а уже потом используют в ритуальных целях.

Однако начиная с VII века в Толлане неожиданно возрождается традиция погребения собаки вместе с человеком. В ходе раскопок найдены останки 29 собак, из которых 25 оказались в захоронениях. Зато в мусорных отбросах не обнаружили ни одной собачьей кости. Причём, в отличие от классического Теотиуакана, погребения собак находятся не только у знати, но и в кварталах простых общинников.

В толланском комплексе Серро-Ла-Малинче (750—850 годы) в помещении жилых построек обнаружено коллективное погребение, где лежали останки десятилетней собаки. Кости собак находились и в прилегающем к зданию внешнем дворике.

В районе площади Чарнай (700—1000 годы) археологи обнаружили полные или почти полные скелеты 23 собак. Почти все захоронения оказались множественными и содержали до девяти экземпляров, среди которых встречались и взрослые особи, и молодые щенки, и щенки молочного возраста, и даже неродившиеся зародыши. В некоторых случаях захоронены собаки одного возраста, в иных — разного. Все захоронения находились во дворах. В четырёх случаях собак поместили для «вечной охраны» рядом с каким-либо объектом, в стольких же — рядом с человеческим захоронениям, в двух — около стен.

На ещё более глубокую связь с архаическими религиозными представлениями указывает присутствие останков собак в пещерах. Например, в пещерах и туннелях Теотиуакана к востоку от Пирамиды Солнца в 1994—1995 годах обнаружены три захоронения (две взрослые особи и один пятимесячный щенок). Взрослые собаки располагались вместе с человеческими останками напротив входа в нишу, как если бы охраняли её. Судя по погребальному инвентарю, захоронение сделано тольтеками в VIII веке. По расположению костей видно, что мёртвое животное закутано в ткань и только затем погребено. Примечательно, что у одной из собак правая передняя лапа короче остальных. Возможно, это как-то связано с существовавшим в Мезоамерике (и не только) поверьем, будто убогие и уроды имеют больший доступ к богам.

Начиная с IX века, то есть накануне постклассического периода, традиция использования собак в ритуалах видоизменяется и становится более ограниченной. В частности, в Лас-Минасе (Гватемала) обнаружена мешикская стена, сооружённая в конце XV века, рядом с которой находились два сосуда с остатками кремации человека. Рядом лежал скелет трёх-четырёхмесячного щенка без костей лап. Под самим комплексом обнаружены останки трёх детей — тоже без костей пальцев. Остаётся предполагать, что и собака, и дети были неким подношением кремированному персонажу.

Характер отношений собаки и человека в Древней Мексике имеет несколько аспектов. Первый, совсем прозаический и даже горестный,— специальное выращивание маленьких лысых собак для употребления в пищу, прежде всего на праздничных пиршествах. Второй, более привычный,— использования собаки для выполнения охранно-охотничьих заданий, правда, больше в целях создания шумового эффекта. И, наконец, третий, «мистический»,— упоминания собаки в мифах в качестве проводника души умершего на том свете.

Известно, что наиболее крупных собак использовали для переноски грузов, поскольку полноценных тягловых животных не было. Колёсных повозок в этих местах не существовало, а на собаку много не нагрузишь. Однако творческая мысль, безусловно, двигалась и в этом направлении, иначе не появилась бы странная для Америки игрушка — собачка на колёсиках.

В Мексике собак использовали (и до сих пор используют) в медицинских целях. Поскольку температура собачьего тела (из-за отсутствия шерсти) выше обычной, их, собак, прикладывают к человеческому тела для прогревания при радикулитах, ревматизме и прочих болезных.

Итак, собака во всём была рядом с человеком, и не удивительно, что в Древней Мексике собак специально разводили и продавали за высокую цену. В заключение можно привести слова Рауля Валадеса Асуа, написавшего биографию мексиканской собаки: «Лучшее — это вспомнить индейскую доиспанскую песню, в которой речь идёт о жалобах собак на людей, о том, что они готовы отдать для нас всё, а в ответ получают лишь пинки и плохое отношение».

_________________
Что такое «жить вместе»? Жить вместе — это умереть в один день.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB